Арсений Васильевич Кречмар

(30.08.1934 – 12.12.2023)

 

Арсений Васильевич Кречмар родился 30 августа 1934 г. в Ленинграде.

В самом начале Великой Отечественной войны вместе с матерью и бабушкой, Ольгой Адольфовной Солдатовой, он был эвакуирован сначала на Урал в район Перми, а потом в Казань, где оставался почти до конца войны. Отец, Василий Августович, остался в осаждённом Ленинграде, где погиб зимой 1942 г. Семья вернулась из эвакуации в Ленинград незадолго до окончания войны, в самом начале мая 1945 г.

Любовь к природе привела молодого Арсения Васильевича на биолого-почвенный факультет Ленинградского государственного университета, на кафедру зоологии позвоночных, куда он поступил сразу после окончания средней школы в 1952 г. Кафедру возглавлял известный орнитолог и замечательный педагог профессор Алексей Сергеевич Мальчевский. В те годы там работали эколог Георгий Александрович Новиков – автор руководства по полевой экологии, ставшего настольной книгой для многих поколений отечественных зоологов, герпетолог Павел Викторович Терентьев и другие известные специалисты, однако выбор молодого студента был сделан в пользу птиц. Выбор этот был определён ещё в детстве, когда, будучи школьником, всё свободное от учёбы времени будущий зоолог проводил в парках послевоенного Ленинграда и в окрестных лесах. Птицы – более заметные создания, нежели звери, более разнообразные и более «разговорчивые».

Во время учёбы в университете А. В. Кречмар трижды ездил в период летней практики в довольно длительные экспедиции: дважды в южную Карелию и один раз в Якутию. После этих поездок он навсегда сохранил привязанность к высоким широтам. На вопрос: «Почему именно Север, а не более тёплые места, скажем, Приморье?» Арсений Васильевич отвечал: «Там, конечно, есть на что посмотреть, но не выношу, когда жарко, сыро и много народу. Да ещё эти колючки на каждом шагу…».

По окончании университета в 1957 г. А. В. Кречмар уехал по распределению в г. Норильск, в НИИ Крайнего Севера, где работал младшим научным сотрудником отдела промыслового хозяйства. В те годы он принимал участие в работе многочисленных экспедиций в труднодоступных районах Западного Таймыра (бассейн р. Пясины и горы Путорана). Параллельно с изучением биологии промысловых животных – песца и северного оленя – он собирал материал по фауне и биологии птиц этой малоизученной территории, в том числе таких редких видов, как пискулька и краснозобая казарка. В Норильске А. В. Кречмар женился на Галине Фёдоровне Дрягиной. С тех пор она, а затем и сыновья, Михаил и Евгений, сопровождали Арсения Васильевича в экспедициях.

В 1963 г. А. В. Кречмар поступил в аспирантуру Зоологического института АН СССР, где в ту пору работали крупнейшие орнитологи страны Александр Иванович Иванов и Борис Карлович Штегман – авторы незаменимого в полевых условиях «Краткого определителя птиц СССР», крупный морфолог Константин Алексеевич Юдин и другие. Его научным руководителем был известный орнитолог Леонид Александрович Портенко, ещё в 1930-е гг. исследовавший обширную территорию тундр северо-востока России и написавший капитальную двухтомную сводку «Птицы Чукотского полуострова и острова Врангеля». В 1965 г. А. В. Кречмар успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме «Наземная фауна позвоночных животных Западного Таймыра, её экологическая и зоогеографическая характеристика». Многие сведения о распространении и численности птиц и млекопитающих, собранные и опубликованные А. В. Кречмаром в нескольких работах, среди которых особого внимания заслуживает капитальная сводка «Птицы Западного Таймыра» (1966), представляют собой образцы скрупулёзного отношения к делу. Эти данные были совершенно новыми и до сих пор остаются актуальными для данной территории. Двухлетнее пребывание Арсения Васильевича в стенах ведущего зоологического института страны с его богатейшей библиотекой, крупнейшим коллекционным фондом и сильнейшим в то время профессиональным коллективом в значительной мере способствовало его становлению как орнитолога высокого уровня.

Следующим этапом жизни и научной карьеры А. В. Кречмара была работа в Институте биологии Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР, куда он приехал сразу после защиты кандидатской диссертации в 1965 г. и где проработал до весны 1969 г. На протяжении нескольких полевых сезонов он, помимо выполнения основной работы по биологии ондатры (на что отпускались основные средства), изучал фауну птиц Средней Колымы. В районе заброшенной охотничьей заимки Жирково, что километрах в тридцати ниже впадения в Колыму р. Берёзовки (той самой, на которой в начале XX в. был найден знаменитый Берёзовский мамонт, украшающий экспозицию Зоологического музея в Санкт-Петербурге), он основал полевой стационар. Уже в самом начале своей работы в Якутском филиале АН СССР Арсений Васильевич вместе с другим известным зоологом Олегом Васильевичем Егоровым, также стоявшим у истоков создания ИБПС, несколько месяцев провёл на труднодоступном острове Котельном из архипелага Новосибирских островов.

В 1969 г. А. В. Кречмар переехал в Магадан, где первое время работал старшим научным сотрудником в только что организованном Отделе биологии при Северо-Восточном комплексном научно-исследовательском институте СО АН СССР, в 1972 г. преобразованном в Институт биологических проблем Севера ДВО АН СССР. Позже, в 1975 г., он основал там лабораторию орнитологии, которую возглавлял около 10 лет. Осенью 1971 г. Арсений Васильевич с группой коллег совершил сплав по правому притоку Колымы реке Омолон. В 150 км от одноимённого посёлка он выбрал место, где впоследствии был построен полевой стационар института, на котором более 10 лет работали сотрудники нескольких лабораторий. Результаты работ коллег и учеников А. В. Кречмара Александра Владимировича Андреева (по зимней биологии тетеревиных птиц), Николая Евгеньевича Докучаева (по биологии землероек) и ряд других исследований, выполненных на стационаре, вошли впоследствии в «золотой фонд» отечественной биологической науки.

В 1970–1972 гг. А. В. Кречмар начал изучать гнездовую биологию белых гусей на острове Врангеля вместе с известным орнитологом Евгением Викторовичем Сыроечковским. Начиная с 1975 г. там несколько сезонов в рамках совместной советско-американской программы по охране животного мира Арктики проводили кольцевание гусей цветными ошейниками; было помечено несколько сотен птиц. Это позволило уточнить миграционные пути и места зимовок гнездящихся на острове гусей и разработать меры по уменьшению пресса охоты на местах миграций и зимовки. Кроме того, в первой половине 1970-х гг. А. В. Кречмар совершил кратковременные экспедиции в верховья Анадыря и на п-ов Тайгонос.

Во второй половине 1970-х гг. полевые работы одного из отрядов лаборатории орнитологии были перенесены в зону материковых тундр. Уже в апреле 1975 г. Арсений Васильевич организовал долговременную полевую базу в среднем течении р. Анадырь. Первоначально она находилась в междуречье рек Анадырь и Майн, в районе так называемых Лисьих озёр, а осенью 1976 г. была перенесена в низовья левых притоков Анадыря – рек Убиенка и Ничеквеем в окрестностях Гореловых гор. База, предназначенная для изучения силами 2–3 человек динамики численности и разных аспектов гнездовой биологии гусеобразных, была оснащена целым рядом транспортных средств: от снегохода и надувных лодок до оснащённого «водомётом» катера и небольшого плашкоута.

Анадырский период своей работы Арсений Васильевич впоследствии вспоминал с благодарностью и грустью: нигде на Дальнем Востоке не встречал он такого разнообразия околоводных птиц и такой их численности, при этом наличие транспорта и сравнительно дешёвого топлива позволяло в те годы охватить исследованиями обширную территорию в сотни квадратных километров. Эти места – настоящий рай для орнитолога. Если что и угнетает, так это невероятное количество всевозможного «гнуса» – от комаров до мокреца (если на Земле есть «комариный полюс», то он расположен именно здесь). Анадырский орнитологический стационар просуществовал 16 лет – с 1975 по 1990 г. Полевые работы начинались в апреле, до появления первых мигрирующих птиц, и заканчивались глубокой осенью, после ледостава на реках и озёрах. За время работы в среднем течении Анадыря был собран обширный и во многом уникальный материал по биологии гусеобразных Северо-Востока Азии, изложенный впоследствии в десятках научных публикаций. В то время научные интересы А. В. Кречмара были связаны с исследованием адаптаций гусеобразных птиц к условиям холодного субарктического лета. При этом особое внимание он уделял периоду насиживания. Для изучения температурного режима и ритмики насиживания он сконструировал и успешно использовал в полевых условиях специальные фотоавтоматы, самописцы и другую оригинальную аппаратуру. Свои уникальные методики А. В. Кречмар описал в монографии «Автоматическая фотосъёмка в экологических исследованиях», опубликованной в 1978 г. Автоматические камеры, которые Арсений Васильевич самостоятельно конструировал и применял задолго до появления широко распространённых сейчас фотоловушек, позволяли проследить весь ход насиживания. На одном кадре фиксировались не только общий вид гнезда с насиживающей птицей, но и время съёмки, а также температура в гнезде и рядом с ним. Был собран обширный и во многом уникальный материал по гнездовой биологии целого ряда видов субарктических птиц: лебедя-кликуна, малого лебедя, белолобого гуся, белошея, морянки, канадского журавля. Анализ и осмысление этих данных, представленные в серии обстоятельных научных работ, позволили выявить основные стратегии гусеобразных по сокращению энергозатрат в период размножения.

В 1990 г. А. В. Кречмар приступил к планомерному изучению гусеобразных птиц на территории, прилегающей к северному побережью Охотского моря. Для выбора подходящего места для будущих исследований он в сентябре 1990 г. предпринял рекогносцировочную поездку в бассейны рек Тауй, Кава и Чукча. В среднем течении р. Чукчи он организовал полевую базу, работы на которой продолжались непрерывно вплоть до 2011 г.

Результаты исследований, проведённых А. В. Кречмаром на этих долговременных полевых базах, легли в основу многих научных статей, а также крупных обобщающих монографий. В 2006 г. вышла в свет монография «Пластинчатоклювые птицы северо-востока Азии» (в соавторстве с А. В. Кондратьевым), получившая впоследствии Золотую медаль как лучшая научная книга на выставке-ярмарке «Печатный двор» во Владивостоке. В 2014 г. опубликована монография, подводящая итог более чем 20-летнему периоду исследований фауны и населения птиц Кавинской долины – «Экология и мониторинг птиц Приохотской равнинной лесотундры на примере ландшафтов бассейна реки Кава».

Помимо детального изучения гнездовой экологии птиц, Арсений Васильевич постоянно проводил исследования фаунистического и зоогеографического характера. Материалы монографий «Экология и распространение птиц на Северо-Востоке СССР» (1978) и «Птицы северных равнин» (1991), опубликованных им в соавторстве с коллегами по лаборатории А. В. Андреевым и А. Я. Кондратьевым, существенно расширили представления о птицах Магаданской области и соседних районов Якутии и Чукотки.

А. В. Кречмар всегда принимал деятельное участие и в работах природоохранного характера. Он был соавтором Красных книг федерального и регионального уровней, а также готовил научные обоснования для организации крупных заповедников («Остров Врангеля» и «Магаданский») и заказников на северо-востоке страны.

Одной из замечательных сфер деятельности А. В. Кречмара была фотосъёмка зверей и птиц в природных условиях. Заниматься фотографией он начал ещё в 1962 г., в период учёбы в аспирантуре. Поскольку качество изображения на доступных в то время малоформатных фотоплёнках не соответствовало его высоким требованиям, Арсений Васильевич сконструировал и собственноручно изготовил несколько аппаратов, делавших снимки более крупных форматов, от 6 × 6 до 9 × 12 см. В большинстве этих устройств, которые он постоянно модифицировал и совершенствовал, предусматривались автоматическая перемотка и электромагнитный спуск затвора. Попутно совершенствовалось и «сопутствующее» оборудование, в первую очередь, специальные скоростные фотовспышки. Некоторые из сконструированных им вспышек имели скорость светового импульса менее 1/20000 сек., что позволяло практически «замораживать» быстро движущийся объект.

Если поначалу Арсений Васильевич использовал магниевые вспышки, проволочные растяжки и т.п., то применяемые им аппараты «последнего поколения» реагировали на пересечение объектом съёмки инфракрасного луча и «слушались» команды по радио. С использованием такой техники ему удалось получить уникальные снимки северных зверей и птиц, в том числе тех, которые нечасто попадают в поле зрения человека (росомаха, рысь, землеройки, летучие мыши и др.). Качество фотографий при этом зачастую значительно превосходило получаемое при использовании дорогостоящей импортной техники, которая самому Арсению Васильевичу стала доступной лишь в два последних десятилетия.

За время многолетних экспедиционных работ во многих уголках северо-востока России А. В. Кречмару удалось сделать «портреты» более 20 видов млекопитающих и около 100 видов птиц. С самого начала «фотоохоты» А. В. Кречмар выработал присущий ему стиль: основное внимание уделялось максимальной детализации объекта съёмки и окружающей природной среды. Его фотографии публиковались в 7 странах; в Японии в 1977 г. вышла богато иллюстрированная книга «The Birds of the North of Siberia» («Птицы Севера Сибири»). В изданном в 2006 г. большом фотоальбоме «Звери и птицы северо-востока Азии» Арсений Васильевич представил более 250 портретов птиц и зверей. Его фотографии опубликованы в ряде уважаемых изданий, включая «National Geographic».

Отдельная книга Арсения Васильевича посвящена бурому медведю. С этим зверем за десятки лет полевых исследований, когда долгие месяцы приходилось жить на удалённых полевых базах, он познакомился очень близко. Изучению и фотографированию медведя он всегда уделял отдельное время и внимание.

С 2015 г., после выхода на заслуженный отдых, Арсений Васильевич переехал из Магадана в небольшой посёлок на севере Ленинградской области. Там его ежегодно, бывая в отпусках, навещали коллеги с Северо-Востока, для которых Арсений Васильевич был учителем, научной совестью и примером высокой научной этики. Оставаясь до последних дней талантливым натуралистом и прекрасным рассказчиком, Арсений Васильевич живо интересовался последними новостями из Магадана и щедро делился своими воспоминаниями и богатейшим полевым и жизненным опытом.

Светлая память учителю, другу и коллеге.

 

Коллектив лаборатории орнитологии
Института биологических проблем Севера ДВО РАН