Выявление популяционных параметров, динамики и характера миграций, мест зимовки и популяционной принадлежности малого лебедя

Проект РГГ, Центра кольцевания птиц России (ИПЭЭ РАН) и Королевского института естественных наук Бельгии; выполнен при поддержке МЭЦ «Арктика», РФФИ-ЯНАО (проект № 16-44-890471) и Департамента по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа (2015–2017 гг.).

В последнее время отечественными и зарубежными орнитологами накоплен большой массив данных о популяционной структуре и динамике численности малого лебедя. По крайней мере, в азиатской части России численность вида растёт. Отмечен ряд изменений в миграционном поведении малых лебедей, что, вместе с противоречивой информацией, поступающей с разных мест зимовок, заставляет задуматься о происходящих изменениях ареала и миграционных путей. Существовавшие ранее представления сложились по большей части в период низкой численности вида, когда в середине прошлого века некогда единый ареал малого лебедя распался на ряд изолированных участков. Видимо, именно этот факт способствовал доминированию гипотезы о строгой популяционной дифференциации вида. Всё это ставит серьёзные вопросы об изменениях в структуре ареала, миграционных путях и механизме смены мест зимовки. Дополнительный интерес этой проблеме придаёт тот факт, что на большинстве зимовок отмечается рост численности птиц, и только в Западной Европе прослеживается устойчивое снижение численности зимующих птиц североморской популяции (Rees, Beekman, 2010). Что же в действительности обусловило наблюдающийся в настоящее время спад численности на побережье Северного моря и как его остановить?

Чтобы найти ответ на эти принципиальные вопросы, был осуществлён проект по мечению и изучению малого лебедя в ЯНАО. В качестве модельного района выбрана Байдарацкая губа. Ещё в конце прошлого века лебеди здесь были крайне редки. Однако уже в 2011 и 2012 гг. малые лебеди оказались весьма обычным гнездящимся видом тундр между берегом моря и подножьем горы Константинов Камень.

Согласно предыдущим данным мечения стандартными металлическими кольцами, ошейниками и передатчиками, малые лебеди западной популяции не гнездятся восточнее Вайгача и центра Югорского полуострова. Вероятно, лебеди, встречающиеся на побережье Байдарацкой губы к западу вплоть до устья Кары, должны принадлежать азиатской популяции. Проверить это было возможно только с использованием метода телеметрии.

В 2015 г. стало понятно, что на Ямале обитают птицы с разных зимовок – азиатской и западной. Установлено, что строгой границы азиатской и западной популяции не существует, на Ямале они перекрываются. Выяснить возможность обмена генами азиатских и европейских птиц мы пока не можем, поскольку не знаем, где малые лебеди образуют пары. Тем не менее, установлено, что условия на Ямале определяют благополучие всей мировой популяции малого лебедя. Определены ключевые остановки на двух ветвях пролётного пути, на которых необходимо сконцентрировать меры по охране вида.

Пути миграции малых лебедей, гнездящихся на Ямале (по данным спутникового мечения 2015–2016 гг.)

В 2016 г. работы по проекту были продолжены на западном побережье Байдарацкой губы. Предварительное авиаобследование позволило найти удобное место для отлова; при отлове использовали сверхлёгкий самолет. Вся операция заняла менее 36 часов, предварительное авиаобследование – 4 часа. На малых лебедей, в том числе на птиц с выводком, надели 8 ошейников с закреплёнными на них передатчиками. Ещё двумя передатчиками были помечены лебеди-шипуны, раньше крайне редко встречавшиеся в полярных широтах, но в последнее время заметно расширяющие свой ареал к северу. Проследить пути их перемещений не менее интересно для науки, учитывая большую конкурентоспособность шипуна.

Данные от помеченных передатчиками птиц были получены уже в сентябре и подтвердили результаты прошлого года. Оказалось, что птицы, линявшие в одной стае, принадлежат к разным популяциям. Кроме того, выявлены неизвестные ранее пути на зимовки через Южно-казахстанскую область и Узбекистан, где малый лебедь считается редким залётным видом. Таким образом, коридор миграции малого лебедя оказался существенно шире, чем предполагали ранее. Также удалось доказать, что размножающиеся на Ямале птицы зимуют в дельте Эвроса.

Проект был продолжен в 2017 г., когда в Байдарацкой губе были помечены ещё 8 птиц. Все они прилетели на зимовку на оз. Поянг, останавливаясь на уже известных нам территориях.

Пути миграции малых лебедей, помеченных в 2017 г.

Гораздо интереснее оказалось поведение птицы BSAK 35, трёхлетней самки, помеченной в 2016 г.

BSAK 35, сфотографированная китайскими орнитологами в Синцзян-Уйгурском районе Китая в январе 2017 г.

Зиму 2016–2017 гг. она провела в Синьцзян-Уйгурском районе Китая. Весной птица благополучно вернулась на Ямал и провела лето в Байдарацкой губе. Но осенью 2017 г., мигрируя на юг, кардинально сменила маршрут и достигла озера Поянг, расположенного в 3500 километрах от места её прошлогодней зимовки.

Миграции BSAK 35 в 2016 и 2017 гг.

С чем связана смена места зимовки, мы пока не знаем. Но на этом сюрпризы не закончились. 12 декабря 2017 г. BSAK 35 перелетела на 415 км к северу от озера Поянг, но в тот же день снова переместилась на 90 км к югу, остановившись в районе пос. Йинли, откуда она совершает кормовые перелёты в радиусе 7–9 км.

Перемещения BSAK 35 в Китае 12–15 декабря 2017 г.

Однозначного ответа на вопрос о причинах снижения численности на европейских зимовках у нас пока нет, но мы предполагаем, что часть малых лебедей, раньше летевших в Нидерланды и Великобританию, в настоящее время изменили пути миграции. Об этом свидетельствуют и встречи помеченых в Нидерландах птиц на греческих зимовках в дельте Эвроса.

Мечение малых лебедей в Коровинской губе (НАО)

В августе 2017 гг. в Коровинской губе (НАО) были помечены белыми ошейниками 35 малых лебедей североевропейской популяции. В феврале 2017 г. планируется экспедиция в дельту Эвроса, чтобы посмотреть, нет ли среди зимующих там лебедей птиц, помеченных в НАО.

Результаты исследований, проводившихся в рамках настоящего проекта, показали, что зимовочный ареал малого лебедя очень широк (Ванжелюв и др., 2017); существует вероятность ещё большего его расширения, если с изменением климата лебеди станут использовать некоторые миграционные остановки в качестве мест зимовки.

Фото-отчёты об этих и нескольких других экспедициях, проводившихся в рамках проектов РГГ в 2016 г.: https://goo.gl/photos/hv8UyzhY1XLuth9x6 (2016 г.) и https://photos.app.goo.gl/O0H94skogFwbbjDq1 (2017 г.)

Репортаж об этом и некоторых других проектах РГГ в газете «Тюменские известия»: http://www.t-i.ru/article/new/7575

Результаты работ изложены в публикации информационного агентства «Север-Пресс».