ЕВГЕНИЙ СЕРГЕЕВИЧ ГУСАКОВ

(1949 – 2003)

 

14 сентября 2003 года в расцвете творческих сил и полный замыслов ушёл из жизни Евгений Сергеевич Гусаков.

Е. С. Гусаков родился в 1949 г. Увлечение орнитологией началось у него рано. Уже в самом начале 1960-х гг. он начинает заниматься в Кружке юных следопытов, которым руководил А. Рудков (Молошенко), а в 1964 г. переходит в Кружок юных биологов ВООП, где получает прекрасную школу самого П. П. Смолина. Столь свойственная Жене энергичность проявлялась уже тогда – всегда активен на занятиях, непременный участник всех выездов на природу, лидер команд на самых первых «Зелёных олимпиадах» – таким помнят «Джона», как его звали в кружке, кружковцы того поколения.

В 1972 г. Е. С. Гусаков заканчивает биолого-географический факультет МГПИ, после чего работает в системе Рыбинспекции.

В 1976 г. становится старшим научным сотрудником отдела охотничьей орнитологии ЦНИЛ Главохоты РСФСР (ныне – Центрохотконтроль), а с 1981 г. исполняет обязанности заведующего этим отделом. Здесь Е. С. Гусакову пришлось решать масштабную задачу по выявлению путей миграций и мест сезонной концентрации водоплавающих птиц Дальневосточного региона – территории от Чукотки до Приморского края. Евгений Сергеевич выбирает для собственных полевых исследований две модельные территории – в Корякии – Парапольский Дол и в Приморском крае – оз. Ханка. При очень скромных финансовых возможностях ему удаётся обстоятельно изучить эти два ценнейших водно-болотных угодья, особенно Парапольский Дол. Без преувеличения можно сказать, что Женя открыл для орнитологической науки Парапольский Дол. Работая здесь многие годы, он не только изучил особенности миграций и летнее население водоплавающих птиц этих водно-болотных угодий, но и выявил специфику многолетней динамики тундровых озёр – как следствие термокарстовых процессов – и её влияние на население гнездящихся водоплавающих птиц. Эта разработка о законах экологических сукцессий на арктических озёрах, бесспорно, является научной жемчужиной. В сущности, именно по результатам обследований Е. С. Гусакова Парапольский Дол был включён в список водно-болотных угодий международного значения, охраняемых Рамсарской конвенцией.

Несомненной оригинальностью отличаются и публикации по орнитофауне оз. Ханка. Здесь проявилась независимость и чёткость мышления Е. С. Гусакова, умение смотреть на предмет, отбросив навязанные более ранними работами стереотипы, при полном уважении к мнениям предшественников.

Успешно была решена и задача составления карты путей миграций водоплавающих птиц Дальневосточного региона, которая сопровождалась и обстоятельным обзором особенностей миграций.

Пришедшие знания об орнитофауне Дальневосточного региона воплотились и в другом фундаментальном труде – Красной книге животных РСФСР (1983). В этой книге, ставшей образцом аналогичных книг других союзных республик, Евгений Сергеевич подготовил очерки по 11 видам птиц. Много знаний и сил вложено им и в концептуальные вопросы этого труда, в частности – в принципы отбора видов для занесения в список редких и исчезающих видов животных России.

Совместно с Ф. А. Руденко проводятся интереснейшие исследования на Череповецком водохранилище, в итоге которых появилось глубокое общеэкологическое исследование связи численности водоплавающих птиц с экологическими параметрами водоёма.

Большой опыт работы на обширных территориях выливается в подготовку и публикацию (совместно с другими авторами) обстоятельной Методики авиационных и наземных методов учёта водоплавающих птиц в Российской Федерации, а также Методических рекомендаций по учёту добычи водоплавающих птиц.

Особый пласт жизни Евгения Сергеевича, длившийся с конца 80-х годов до 2002 г., был связан с Севером Западной Сибири – Ямало-Ненецким а. о. В этом регионе в содружестве с Окружным Комитетом по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов ему удается организовать многолетний мониторинг водоплавающих птиц на Ямале и в пойме Оби. Работы здесь не ограничиваются традиционными исследованиями слежения за изменением численности водоплавающих птиц, в зависимости от межгодовых различий гидрометеорологических условий. Одновременно проводятся исследования о влиянии загрязнения водной среды на состояние популяций водоплавающих птиц.

Параллельно с мониторингом водоплавающих птиц в Ямало-Ненецком округе организуется сбор сведений об их добыче. По этим материалам готовится обстоятельная статья.

При реализации межрегиональной программы «Создание системы мониторинга водоплавающих птиц России» (1997–1998 гг.) Е. С. Гусаков курирует и непосредственно организует эти работы в Башкортостане. Просматривая обобщённые им материалы по этому региону, в очередной раз восхищаешься профессиональным уровнем, добросовестностью и скрупулезностью, с какой Евгений Сергеевич решал все научные задачи, которыми ему приходилось заниматься. В этом труде детально подобраны материалы по инвентаризации водоёмов Башкирии, проведена корректная статистическая обработка учётных данных, тщательно проанализирована литература.

В 1998–1999 гг. Евгений Сергеевич был координатором – ключевой фигурой – проекта «Создание планов управления и системы мониторинга Рамсарских угодий Камчатки». Прекрасно зная регион и его зоологические кадры, он подобрал интереснейший и дееспособный коллектив из орнитологов, ихтиологов, маммологов, геоботаников, охотоведов. В организации полевых работ помогали его старинные камчатские друзья – охотоведы, инспекторы рыбоохраны, охотники-профессионалы. Созданный план управления является на сегодня лучшим образцом такого рода документа и демонстрируется на сайте Секретариата Рамсарской конвенции.

Женя – а именно так его звали мы все – обладал многими прекрасными человеческими качествами. Он очень легко сходился с людьми, искренне любил их, естественно и органично проникался их профессиональными и личными проблемами, а они платили ему тем же. Неудивительно, что там, где он работал, – в Приморье, в Петропавловске-Камчатском, в Корякии, в Ямало-Ненецком округе или в Башкирии, – везде у него было много друзей, соратников по работе, добрых знакомых. В Москву к нему постоянно приезжали гости. В его квартире подолгу жили его друзья издалека, а нередко и их родственники. Все они находили у Жени теплый приём. Московским друзьям было как-то привычно, что он одним из первых возникал в больнице, куда слёг коллега, отвозил заболевшего на своей машине на другой конец Москвы...

При внешней меланхоличности Женя обладал тонким, ироничным юмором. Он был прекрасным рассказчиком, и слушать его можно было часами.

Всем нам будет очень не хватать Жени. Светлая память о нём навсегда сохранится в наших сердцах.

В. Г. Кривенко, А. В. Проняев, С. М. Ширшов,
В. Г. Виноградов, А. Г. Сорокин